Точка возврата
Юристы подготовили инструкции, когда непонравившуюся покупку можно вернуть в магазин
Примерно 20 процентов покупок граждане совершают необдуманно. Пришел, увидел, заплатил. А потом, когда кровь остынет, пытаются вернуть приобретения. Таковы данные исследования, проведенного юридическим онлайн-сервисом Правовед.ru. Чаще всего пользователей интересует вопрос, как сдать товар. Когда причина в неисправности вещи, особых юридических проблем нет. Продавцы обязаны принять бракованный товар обратно.
Но эксперты выявили любопытную тенденцию: все чаще люди поднимают вопрос о возвращении исправного товара. Просто они погорячились с покупкой. Так, в 20 процентах случаев товары приобретаются спонтанно, подчас даже в кредит. Так бывает, когда очень-очень захотелось, а затем человек заглядывает в опустевший кошелек и понимает, что вещь ему не особо и нужна. Как тогда быть?
Как объясняет юрист Игорь Николаевич, по закону потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен проводится, если такой товар "не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ". Проще говоря, если вещь просто полежала, ее можно вернуть. А если ею активно попользовались или вообще ее поцарапали, магазин скажет "нет". Зато потеря чека не является непреодолимым препятствием. Человек может как-то иначе доказать, что покупка была сделана именно в этом магазине. Например, привести свидетелей. Будет сложнее вернуть деньги, но реально.
При этом есть важный нюанс: по закону нельзя возвращать качественные технически сложные товары, а также ряд других непродовольственных товаров, например, ювелирные изделия, средства личной гигиены.
Перечень товаров, которые нельзя вернуть, утвержден правительством России. Например, не сдаются обратно зубные щетки, расчески, заколки и т.п. На законных основаниях не примут назад в магазин бытовую химию, косметику, чулки и носки. Домашних животных тоже нельзя вернуть в зоомагазин.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Но и здесь есть тонкости. Допустим, доставку плохого товара продавец обязан компенсировать. Зато если человек потребует оплатить свои транспортные расходы (допустим, он ехал из другого региона), то ему откажут.