Авария без касания: какую ответственность несет водитель, спровоцировавший ДТП, но не попавший в него
Удивительное дело разбирал суд в Омской области. Водителя, который спровоцировал аварию на дороге, но даже в нее не попал, приговорили к реальному сроку лишения свободы. Причем, скорее всего, такие решения войдут в судебную практику.
Что же произошло? Некий водитель на своем автомобиле совершил неожиданное для всех перестроение в соседний левый ряд. Вероятно, забыл посмотреть в зеркала. Однако следовавший за ним водитель, чтобы избежать столкновения, дернул руль влево, вылетел на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся со встречной машиной. В результате погибла девушка-пассажирка машины, двигавшейся по встречной полосе. Водитель, вылетевший на встречную полосу, был осужден и получил реальный срок. При этом он упорно доказывал, что не был виновен в аварии. Его "подрезали" на дороге.
Примечательно, что водитель авто, который совершил неожиданный маневр, благополучно уехал с места происшествия. Пока его не отыскали по запросу суда и не привлекли к ответственности.
Так называемые бесконтактные аварии давно стали нормой на дорогах. Водитель нарушил правила, но сам ни с кем не столкнулся. Однако другая машина улетела в кювет или врезалась в вообще ни в чем не повинный автомобиль. При этом, как правило, главный нарушитель благополучно уезжает с места происшествия. А потом еще активно доказывает, когда его пытаются привлечь за оставление места ДТП, что раз его машина цела, то и нарушения не было. И в аварию он не попадал.
Однако все подобные доводы опровергает постановление Пленума Верховного суда № 20 от 2019 года. В нем говорится, что за оставление места ДТП может быть привлечен водитель, допустивший нарушение требований правил, которое стало причиной аварии , вне зависимости от того, вступила ли управляемая им машина в механическое взаимодействие с другим транспортом. Но все это при условии, что этот водитель был осведомлен о факте ДТП, однако умышленно оставил место происшествия.
В данном деле суд установил, что водитель выехал на соседнюю полосу, в результате чего другой водитель совершил маневр, чтобы избежать столкновения, и выехал на встречную полосу, где произошло смертельное ДТП. Это подтверждается данными многочисленных свидетелей, а также видеозаписью с регистратора машины, которая совершила смертельную аварию. Кроме того, установлено: несмотря на то, что машина обвиняемого не совершила контакт с другими транспортными средствами, водитель мог видеть произошедшее, поскольку все происходило буквально в районе его водительской двери. А это означает, что об аварии он знал, но просто скрылся с места происшествия. А это ужесточает ответственность. Именно поэтому суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев.
Как пояснил областной суд, в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" в тех случаях, когда нарушения правил были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность. Если их действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
То есть в смертельной аварии могут быть виноватыми сразу два водителя. В том числе и тот, который даже касания не совершил.

















































































































































































































































